Вы приобрели 2-3 месячного щенка английского кокер-спаниеля и хотите его натаскать, чтобы в дальнейшем использовать на охоте или участвовать в испытаниях спаниелей, но не знаете, с чего начать, - тогда эта заметка для Вас. К моменту выхода этого номера журнала сезон охоты со спаниелями уже закончился. Что же, всю долгую зиму ничего не делать и ждать весны, возвращения птицы и нового сезона натаски, а щенок пусть себе растет, как растет? НЕТ! Любая натаска начинается с домашнего обучения, а обучение чем раньше начать, тем лучше. До 6-ти месяцев всякое обучение можно проводить только в игровой форме, без резких запрещений и торможений.
C 2-3 месячным щенком  хорошо поиграть в «кошки-мышки»: привязав на веревку птичье крылышко или небольшую мягкую игрушку, «оживлять» предмет, побуждая щенка догонять и ловить его. Если щенку удалось схватить игрушку в пасть, уступите ему, а затем убегайте, подзывая щенка к себе и меняйте игрушку на лакомство. Игра не должна быть слишком долгой, 5-10 минут, потом игрушку надо убрать. Ни в коем случае нельзя давать щенку жевать крылья. В этом же возрасте, дав щенку в качестве игрушки большую сырую кость с остатками мяса или сухие хрящи, продающиеся в магазинах собачьих кормов, не позволяйте ему грызть их в любом месте, а отправьте на его коврик, в домик, приговаривая: «Место, место!». Обязательно через некоторое время заберите у него кость, командуя: «Дай!» и предлагая в обмен лакомство (кусочек мяса или другой хрящик). Никакой рык нельзя допускать: Вы Альфа, главный в стае, и Ваш щенок должен это понять и принять. Не хочет отдавать, заберите силой, разжав челюсти, но настоять на своём необходимо. Подержите отобранную кость в руках около минуты, а затем отдайте обратно. Отдавая кость назад, Вы приучаете щенка доверять Вам. В последующем нужно подзывать щенка из другого угла комнаты, с тем, чтобы он нёс эту недогрызанную кость Вам, куда бы Вы не пошли и откуда бы его не позвали. Не секрет, что многие спаниели, обладая хорошим чутьём, много чего съестного находят на прогулках! После такого домашнего обучения Ваш питомец всё найденное будет исправно нести Вам, не забывайте только каждый раз похвалить его.
В три-четыре месяца игры со щенком меняются. Вместо «догони и поймай» играем в «найди и принеси». Крыло, тушку птицы или игрушку, предварительно дав понюхать их из своих рук,  спрячьте в отсутствие щенка где-нибудь, например, на стуле или диване, под газетой, устройте небольшой сквознячок и запустите щенка искать, приговаривая: «Ищи, ищи!» На первых порах можно и немного помочь ему, направляя жестом. Внимательно наблюдайте за щенком: ведь так развиваются первоначальные навыки пользования чутьём. Кокеры очень прыгучие собаки, поэтому никогда не открывайте окна и балконные двери настежь. Я до сих пор с дрожью вспоминаю случай с нашей первой кокерицей Чампи, когда она, прихватив запах, что шёл со стороны открытого окна  (тушка лежала чуть в стороне на журнальном столике), одним прыжком оказалась на подоконнике. Одному Богу известно, как, каким чудом удержалась она там и спрыгнула назад, а ведь живём мы на 11 этаже!
Как только пройдёт период акклиматизации в новом доме и необходимого карантина после прививок, начинайте гулять со щенком, - чем больше, тем лучше. Учитывая крайне неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в крупных городах (клещи переносят опасные заболевания пироплазмоз и энцефалит), в весенне-летне-осенний период сразу после появления первых проталин и до заморозков, периодически обрабатывайте щенка препаратами, отпугивающими блох и клещей.
Охотничья собака должна быть смелой и самостоятельной. Но у щенков в возрасте 3-4 месяцев обычно наблюдается пассивно-оборонительная реакция: при неожиданных резких звуках, встрече с большой собакой он поджимает хвостик, ложится пузиком кверху, жмется к ногам или пытается убежать. И это норма! Вот почему на первые прогулки с Вашим питомцем выходите, держа его на поводке. Как правило, такое поведение щенка очень быстро исчезает и сменяется ориентировочной реакцией: неумеренным любопытством, желанием всё попробовать на вкус, любовью к абсолютно всем встречающимся людям и собакам. И это тоже норма! Однако нравится такое приставание щенка далеко не всем, - вот Вам ещё одна причина, почему щенка нужно выводить из дома на поводке. Отпускайте щенка свободно побегать и поиграть в компании знакомых, не злобных, подходящих по возрасту и размеру молодых собак – порода партнёров по играм особого значения не имеет. Но Вы должны учесть, что разным по темпераменту породам характерны свои игры: колли, пудели, спаниели, овчарки, лайки любят «догонялки», боксёры, бульдоги, ротвейлеры, терьеры, норные любят померяться силой, их игры  - «приставалки» и «тузилки».
Гуляя со щенком на поводке, планомерно обойдите весь Ваш микрорайон в радиусе 1км, чтобы щенок узнал подходы к дому с разных сторон. Собаки хорошо ориентируются на местности и маршрут запоминают иногда с одного-двух раз. Так как при испуге щенок чаще бежит домой, чем к хозяину, это позволит Вам не потерять щенка. Не избегайте людных и шумных мест, а познакомьте щенка с ними. В дальнейшем это значительно облегчит Вам жизнь при перевозке собаки городским транспортом или на поезде. Важно только, чтобы во всех незнакомых местах щенок был в плотно подогнанном ошейнике и на надежном поводке. Во всех экстремальных ситуациях сохраняйте спокойствие сами, тогда оно непременно передастся Вашему питомцу.

Несколько раз за время прогулки щенка нужно подзывать к себе командой «Ко мне!», при подходе обязательно взять на поводок, усадить, огладить, похвалить, дать лакомство, а потом снова отпустить его. Когда Вы окончательно возьмёте щенка на поводок, чтобы вести домой, всегда должно быть для него неожиданностью. Что делать, если щенок заигрался и не слышит, или не хочет слушать Вас?  Не пытайтесь бежать за щенком, он это примет за игру и с восторгом будет убегать от Вас, лучше резко отбегайте в сторону, зовя его к себе. Хорошо бы при этом, чтобы кто-нибудь из Ваших знакомых по совместным прогулкам, побуждал щенка последовать за Вами, например, так: «Джек, где твой хозяин, смотри, он ушёл! Ну-ка, быстрей к хозяину!». Вы можете также «спрятаться» от щенка, чтобы он испугался, что остался один, не переставая, однако, наблюдать за ним. Для этого достаточно присесть на корточки или стать боком за дерево. Когда щенок обнаружит Вашу пропажу, дайте ему немного поволноваться, побегать туда-сюда в поисках хозяина, а затем подзовите к себе и похвалите, порадуйтесь вместе с ним Вашей встрече. На 4-5 месячных щенков такой приём очень хорошо воздействует: после двух-трёх «потерь» в дальнейшем, чем бы они не занимались, они краем глаза не перестают следить за хозяином и сейчас же бросаются вдогонку, если он уходит.
На обратном пути к дому можно потренироваться в исполнении приёма «хождение рядом». Давать команду «Рядом!» спокойным приказным тоном нужно каждый раз перед: началом движения, переменой темпа или направления движения, остановкой, поворотами на месте, при отвлечениях щенка и попытках принюхиваться к земле или прохожим, а после команды одёргиванием поводка в нужном направлении заставить щенка принять правильное положение у Вашей левой ноги. В начале занятий за правильное положение щенка нужно поощрять лакомством, потом это можно делать лишь изредка, а хвалить, ласковым тоном приговаривая: «Хорошо, рядом, рядом!»

Татьяна Товара (взято с сайта НКП)